"Считаю, что на нашем сотрудничестве негативно отразились несколько вопросов. Один из них связан с газовой компанией Греции DESFA. Могу сказать, что наша энергетическая компания SOCAR на основании обращения правительства Греции включилась в тендер для приобретения DESFA. Бывший премьер-министр Греции господин Самарас лично попросил меня об участии SOCAR в тендерной процедуре. В результате процедуры открытого тендера SOCAR представил лучшее предложение и получил право владения DESFA. Это представляло важное значение и с точки зрения наших планов, связанных со строительством Южного газового коридора".
Как передает АПА, об этом 2 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, принимая верительные грамоты новоназначенного чрезвычайного и полномочного посла Греции в нашей стране Николаоса Пиперигкоса.
По словам главы государства, это случилось примерно 6 лет назад: "В то время мы, конечно, просто планировали построить связку между Азербайджаном и Европой и решили, что если Азербайджан будет оснащать Грецию газом, то было бы хорошо владеть компанией, распределяющей этот газ. В любом случае, мы внесли аванс – 40 миллионов евро, что составляло 10 процентов стоимости, и в течение 4 лет – с 2014 по 2018 годы - эти средства находились в распоряжении правительства Греции. Но, к сожалению, прежнее правительство Греции сделало все возможное для того, чтобы SOCAR утратила это право. Я хотел бы повторить, что мы получили это легитимное право первоначально на основании предложения премьер-министра Греции, в ходе открытой и конкурентной тендерной процедуры, однако по политическим причинам, из-за негативного отношения прежнего правительства Греции к Азербайджану лишились этого легитимного права. Безусловно, это серьезно отразилось на наших связях, которые уже находились на низком уровне. Откровенно говоря, после этого мы решили, что должны подумать о том, как ответить на такое отношение к нам правительства Греции. Наш ответ фактически был в том, чтобы ничего не делать. Мы не предприняли никакого демарша. Не сделали никакого дипломатического шага. Мы просто сказали: хорошо, если они нас не хотят, если отдают предпочтение тому, чтобы акционерами DESFA стали другие компании, то это их право, мы ничего не можем поделать в связи с этим. Однако могу вам сказать, что я несколько раз поднимал этот вопрос в Брюсселе с двумя бывшими лидерами Европейского Союза - господином Баррозу и господином Туском. Я поднял этот вопрос потому, что он тянулся уже 4 года. Я сказал: Смотрите, мы говорим о доверии, о новом соглашении между Европейским Союзом и Азербайджаном, которое активно пропагандирует Европейский Союз. Как мы можем усилить доверие, если наша компания, одержав победу в тендере, покупает компанию страны-члена Европейского Союза, Греции, после чего правительство Греции предпринимает шаги. Этот шаг был предпринят в результате принятия в вашем парламенте нового закона. Это сделало данный вопрос невозможным, а затем и Европейская комиссия в течение 4 лет не утверждала эту сделку. Я сказал: Ответьте нам «нет», скажите «не хотим вас». Но держать нас в таком положении на протяжении 4 лет – это не признак партнерства".
Президент отметил, что это был вопрос, вызвавший большое разочарование, и он, конечно, серьезно повлиял на двусторонние связи: "Однако, еще раз говорю, это не была инициатива Азербайджана. Азербайджан всегда поддерживал развитие связей. Кстати, вы, безусловно, знаете, что ТАР был не единственным вариантом для транспортировки азербайджанского газа. Существовало несколько вариантов транспортировки азербайджанского газа после достижения им территории Турции. Это могло быть и в другом направлении. Однако выбор ТАР стал решением, принятым также и инвесторами, иностранными нефтяными компаниями и Азербайджаном. Иными словами, мы со своей стороны сделали положительный жест Греции. Но после прихода к власти прежнего правительства, хочу особо подчеркнуть это, потому что до прихода к власти бывшего правительства СИРИЗА у нас были очень хорошие отношения с прежним правительством Греции".