Посол Гросс: Не уверен в похолодании отношений между Азербайджаном и Францией-<span class="red_color">ИНТЕРВЬЮ</span>
  • ПОЛИТИКА

  • 12:26 09 Июнь 2021

Посол Гросс: Не уверен в похолодании отношений между Азербайджаном и Францией-ИНТЕРВЬЮ

Интервью АПА чрезвычайного и полномочного посла Франции в Азербайджане Закари Гросса.

- В последнее время мы наблюдаем похолодание в отношениях между Францией и Азербайджаном. Хочу узнать Ваше мнение, господин посол, в связи с этим.

- Вы говорите о похолодании в отношениях между Азербайджаном и Францией. Не могу с уверенностью сказать об этом. В период войны и после было некоторое напряжение, однако позиция правительства Франции остается неизменной. То есть Франция верит в важность независимости и процветания Азербайджана для достижения стабильности и доверия на Южном Кавказе.

Двусторонний конструктивный диалог продолжался в последние месяцы. В январе президент Макрон позвонил президенту Ильхаму Алиеву, в конце январе в Баку совершил визит министр Лемойн. Группа французских сенаторов и парламентариев в феврале побывали в Баку. В мае сенатор Натали Гуле посетила Азербайджан, дипломатический советник первого вице-президента, посол Эльчин Амирбеков провел серию консультаций в Париже всего несколько дней назад.

Что касается двусторонней напряженности, то это не удивительно. Потому что цели, поставленные во время конфликта и после него, важны. Но по моим наблюдениям, в отношениях Азербайджана с другими важными участниками, такими как Российская Федерация, США, Иран и ряд европейских стран, также были признаки напряженности. В то же время стремление обеих сторон снять эту напряженность свидетельствует о прочности отношений между Францией и Азербайджаном.

- То, что Францию обвиняют в занятии проармянской позиции – это факт. Не в интересах Франции занять более сбалансированную позицию посредника между сторонами конфликта?

- Азербайджан является стороной продолжающегося веками конфликта с Арменией. Франция не является стороной в этом конфликте и не имеет ничего общего с его истоками. Но мы надеемся увидеть конец этому. Франция хочет иметь дружеские отношения со всеми тремя странами Южного Кавказа. Почему бы и нет? У нас нет скрытой повестки дня по этому региону. Однако, поскольку Армения и Азербайджан все еще продолжают испытывать взаимную антипатию, с обеих сторон звучит критика в отношении Франции - когда Франция говорит о бедственном положении армян, мы слышим критику Азербайджана, когда говорит о страданиях азербайджанцев, слышим критику от Армению.

Есть много нерешенных вопросов, связанных с исполнением заявлений от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года – освобождение задержанных лиц, вход на территорию структур ООН, разблокировка региональных транспортных и коммуникационных маршрутов и пр. В более широком смысле, существуют также вопросы безопасности, такие как разминирование территорий, вопросы, связанные с примирением, которые требуют политического процесса, остаются на месте. Франция и Германия имеют большой исторический опыт в этой сфере.

Интересно, что некоторые люди с удовольствием приписывают позицию Франции широко распространенной позиции большинства международного сообщества. Например, требование освободить задержанных армян - это обращение, которое озвучили все страны-сопредседатели.

Минская группа и ряд стран-членов Евросоюза ... То же самое относится и к желанию сопредседателей и гуманитарных агентств ООН попасть на территории Карабаха, контролируемые российскими миротворцами. Это стремление не только Франции, но и международного сообщества.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос, я считаю, что Франция занимает сбалансированную позицию и готова продолжить свои усилия в качестве международного посредника с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ, что, на мой взгляд, может быть полезно только для Азербайджана и Армении. Сегодня это может быть понятно не всем азербайджанцам, но я верю, что со временем многие это увидят.

- Учитывая меняющуюся геополитическую ситуацию и новую динамику в регионе, увидим ли мы в будущем новые элементы во внешней политике Франции в отношении Южного Кавказа?

- Франция была активна на Южном Кавказе и останется таковой. Мы - вторая страна после Турции, признавшая независимость Азербайджана. У нас прочные политические связи с Азербайджаном - я не думаю, что есть европейский или западный лидер, который в прошлом году поддерживал диалог с президентом Алиевым больше, чем президент Макрон. Он всегда делал это в дружеском духе, с добрыми намерениями и позитивной повесткой дня. Я считаю, что руководство Азербайджана это понимает и принимает.

Несомненно, Азербайджан считает, что конфликт с Арменией закончился, и я думаю, что новая обстановка, которая показывает, что Азербайджан готов осуществлять деятельность в регионе, сулит перспективы.

В то же время, я думаю, очевидно, что в регионе еще есть вопросы, которые необходимо решить - политические, гуманитарные, экономические и культурные ... И Франция имеет хорошие возможности для разработки комплексной политики по Южному Кавказу во всех этих областях. Франция была и останется важным политическим, культурным и деловым партнером Азербайджана, равно как и Грузии и Армении. Я надеюсь и полагаю, что это принесет выгоду нашим странам.

Французское агентство развития (AFD) инвестировало 288 миллионов евро в модернизацию азербайджанских железных дорог от Баку до Тбилиси и от Астары до границы с Россией, а также для обеспечения эффективной работы азербайджанских железных дорог.

Возьмем лишь один пример. Франция уже является крупным инвестором в инфраструктурную и коммуникационную программу Азербайджана. AFD готово увеличить свои инвестиции в транспортную, водную сферы, зеленую энергетику и в другие области до 600 миллионов евро. Франция хотела бы работать с Европейским союзом и другими международными инвесторами в этих сферах, что может иметь положительное значение для будущего Азербайджана и региона. 

- В ходе визита в Азербайджан в январе этого года государственный секретарь Министерства иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан заявил о том, что Франция как сопредседатель Минской группы ОБСЕ может внести вклад в послевоенную деятельность. Это заявление было сделано 4 месяца назад, предприняла ли Франция какие-то шаги в этом направлении?

- Одной из тем, по которым мы провели переговоры в Азербайджане, является разминирование. Я неоднократно встречался с руководителем ANAMA для выработки программы сотрудничества. Франция готова оказать помощь пострадавшим от мин, предоставить средства защиты саперам. Предстоит проделать большой объем работы. Территория, которую предстоит очистить от мин, больше той, которая была очищена от мин между Северной и Южной Кореей.

Жертв много. Включая представителя местной власти и двух журналистов, которые погибли недавно, число погибших и раненных превышает 100 человек. Это очень печально, я выражаю соболезнования их семьям. Думаю, что это сотрудничество очень важно для спасения жизней людей, возвращения вынужденных переселенцев.
 

Это не первый наш совместный гуманитарный проект. К примеру, в ноябре прошлого года посольство организовало поездку в Азербайджан бригады из 4 французских хирургов. Они лечили в Баку лиц, получивших ранения в ходе войны, поделились своим опытом в лечении. Потому что после террористических атак, совершенных во Франции в феврале 2015 года, мы накопили еще больший опыт в этой сфере, этот проект был очень полезным для обеих сторон.

- Есть страны, которые выразили желание участвовать в восстановлении освобожденных от оккупации земель Азербайджана. Компании этих стран, желающие участвовать в восстановлении, ведут переговоры с правительством Азербайджана для того, чтобы ознакомиться с ситуацией и предложить свои услуги. Проявили ли заинтересованность в этом направлении французские компании?

- Бизнес не связан с политикой, потому что рыночная экономика всегда опирается на принцип «лучшее предложение по самой приемлемой цене». Многие французские компании уже функционируют в Азербайджане, и они заинтересованы не только в том, чтобы предлагать товары высокого качества, но и в том, чтобы продолжать сотрудничество с местными – азербайджанскими потребителями в сферах управления водными ресурсами, возобновляемой энергии, транспорта, производства электроэнергии, сельского хозяйства и «умного города».

В качестве ответа на ваш вопрос, в ходе визита в Азербайджан в январе этого года государственный секретарь Министерства иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан ясно заявил о том, что нет политических преград участию французского бизнеса в восстановлении территорий.

- Между Азербайджаном и Францией существует сотрудничество и в сфере образования, UFAZ, Французский лицей, обмен студентами и т. д. Есть ли новые проекты в этой сфере для будущего?

- Я очень рад, что с сентября прошлого года в UFAZ в дополнение к существующим курсам бакалавров открылись три магистерские программы по химии, нефтегазовой инженерии и компьютерным наукам. У UFAZ уже более 600 студентов, и мы хотим, чтобы это число продолжало расти.

Кроме того, в сентябре Бакинский государственный университет совместно с Университетом Лион II откроет новую магистерскую программу в сфере защиты интеллектуальной собственности и, будет выдаться двойной диплом, который, уверен, будет привлекателен как на азербайджанском, так и на международном рынке труда. Программа будет преподаваться на английском и французском языках, что является отличным сочетанием.

Хотел бы видеть, как все больше азербайджанских студентов выбирают Францию для своих проектов высшего образования. Во Франции существует более 1000 университетских курсов на английском языке, поэтому выбор очень широк даже без знания французского языка. Посольство Франции продолжает выдавать стипендии студентам, прибывшим из Азербайджана, и никогда не приостанавливало выдачу виз студентам.

Поэтому, учитывая отличное качество французского высшего образования и довольно приемлемую плату за обучение, взимаемую французскими университетами, полагаю, что есть все основания для того, чтобы наше двустороннее сотрудничество в этой сфере росло. Любой интересующийся может связаться с посольством Франции в Баку.

- И последний вопрос... Что должно быть сделано, какие усилия должны быть предприняты для дальнейшего укрепления отношений между Францией и Азербайджаном?

- Думаю, что в следующем году мы должны провести особое культурное мероприятие, чтобы отметить 30-ю годовщину французско-азербайджанских дипломатических отношений. У меня также есть несколько особых идей, которые я в настоящее время держу в секрете, но надеюсь в скором времени раскрыть!

СВЯЗАННЫЕ НОВОСТИ