• ПОЛИТИКА

    11:58 24 апреля 2019

Посол Израиля: Решение вопроса о Голанских высотах может подождать до стабилизации обстановки в Сирии - ИНТЕРВЬЮ

Интервью ONA с послом Израиля в Азербайджане Дэном Ставом.

- Во время последних выборов премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что в случае повторного избрания, Израиль усилит суверенитет над Западным берегом реки Иордан. Как по-Вашему, не противоречит ли это принципу урегулирования израильско-палестинского конфликта «два государства»?

- Считаю, что мы должны подождать и посмотреть, в чем будет заключаться политика нового формирующегося правительства. Как вам известно, некоторое время назад в Израиле прошли выборы. Сейчас главная цель нашей демократической системы - формирование коалиционного правительства. Как известно крупные партии добились абсолютного большинства за счет собственных сил. Пока правительство не будет сформировано, я не смогу сказать что-либо о политике, которую оно будет проводить. Вместе с тем, Израиль не только в период руководства премьер-министра Биньямина Нетаньяху, но и в будущем будет сторонником мирного разрешения конфликта. Мы со своими соседями продолжаем прилагать усилия в этом направлении. До сих пор нам удалось заключить мирные соглашения с двумя соседями. А это значит, что если есть желание и другой стороны, то Израиль всегда будет искать возможности для установления мира.

- Последние заявления президента США Дональда Трампа вновь приковали внимание мира к Ближнему Востоку. Многие эксперты считают, что заявление Трампа о признании Голанских высот территорией Израиля, приведет к напряженности на Ближнем Востоке. Во время 6-дневной войны Израиль оккупировал Голанские высоты с целью собственной защиты. Сегодня Израиль превратился в очень сильное государство. Есть ли еще необходимость в удержании оккупированных земель?

- В 1967 году Израиль захватил Голанские высоты в целях самозащиты, поскольку в то время существование Израиля как страны было под угрозой. Как я уже отметил, Израиль пытается урегулировать конфликты со своими соседями мирным путем.
Однако политика, проводимая Сирией, сделала это невозможным. Мы должны учитывать события, происходящие в последнее время в Сирии. Ужасная война, которая идет с 2011 года, жестокий режим Башара Асада, убийства невинных сирийцев, вмешательство иранского режима, «Хезболлы» и других террористических организаций и международных сил, борьба против ИГИЛ – все, что мы наблюдаем сейчас. Думаю, решение вопроса с Голанскими высотами может подождать до стабилизации обстановки в Сирии и установления мира.

- Это означает, что если конфликт в Сирии будет решен, то Голанские высоты можно будет возвратить Сирии?

- Мне не знакомо словом «если» в истории. В будущем переговоры между Израилем и Сирией могут быть возобновлены. Наша история показывает, что Израиль заинтересован в мирном урегулировании конфликта. К сожалению, печальные реалии Ближнего Востока заключаются в том, что у тебя должна быть сильная армия и сильная экономика для сохранения этой армии. Это не наш выбор, это требование региона. Но это не значит, что урегулирование конфликта военным путем приемлемо. Наоборот, мы верим, что мирным путем разрешаются не только конфликты, в которых участвует Израиль, но и все конфликты на Ближнем Востоке.

- Думаете ли Вы, что признание Голанских высот в качестве территории Израиля может и в будущем помешать урегулированию конфликта?

- Напряженность между Израилем и Сирией возникла после объявления Израилем независимости в 1948 году и участия Сирии в планах по уничтожению Израиля. Ситуация может быть решена, если наши арабские соседи, не признающие Израиль как страну и не принимающие право израильского народа на самоопределение, признают Израиль. Сейчас мир невозможен. В случае признания этого права могут быть решены и вопросы в связи с границами.

- И Израиль, и Палестина считают Иерусалим своей столицей. США признал Иерусалим в качестве столицы Израиля. Каков будет следующий шаг, если учесть, что обе страны не хотят идти на компромисс? Что нужно для установления мира на Ближнем Востоке?

- Долгое время существовало ошибочное мнение. Думали, что решение израильско-палестинского конфликта принесет мир на Ближнем Востоке, но это мнение не оправдало себя. Как видите, многие конфликты на Ближнем Востоке не имеют ничего общего с израильско-палестинским конфликтом. В качестве примера могу привести войну в Йемене, события в Сирии, Иране, Ираке, Бахрейне и вмешательство других стран. Политика Ирана не связана с израильско-палестинским конфликтом. Считаю, что единственным решением конфликта является признание существования государства Израиль и права израильского народа на самозащиту. Израиль - еврейское государство. Что касается израильско-палестинского конфликта, то мы всегда верили в прямые, направленные на результат переговоры. Несмотря на то, что премьер-министр Нетаньяху находится у власти более 10 лет, палестинское правительство уделили лишь несколько часов на переговоры с ним. Они всегда обращались к международной общественности и организациям для оказания давления Израиль. Пользуясь тем, что Организация Исламского Сотрудничества имеет предвзятую в отношении Израиля позицию, а также пользуясь большинством в Движении Неприсоединения, они пытались оказывать давление на Израиль. Они должны знать, что принимаемые этими организациями декларации не принесут мира. напротив, еще более отдалят стороны от переговоров.

Господин Трамп признал право Израиля над Иерусалимом. Насколько мне известно, он не говорил о границах. Кстати, декларации, принятые многими странами, признают Восточный Иерусалим столицей палестинского правительства. Тогда в чем же разница? Между Израилем и Палестиной существует спор в связи с Иерусалимом. Это один из основных вопросов. Думаю, что стороны сами найдут мирный путь. Верю, что это станет возможным, если обе стороны добросовестно подойдут к вопросу. Мирный путь - единственное решение конфликта. А единственный путь мирного решения - прямые переговоры между сторонами. Альтернативы этому нет. Возможно, в ходе таких переговоров стороны пойдут на компромисс, найдут более творческий подход, ведь речь идет о мире и снятии напряженности, существовавшей в течение многих лет. Очевидно, что есть положительная атмосфера для этого процесса, и международное сообщество и арабские страны могут подтолкнуть палестинцев к переговорам, а не поощрять политику, направленную против Израиля. За столом переговоров все равны. Каждая сторона может поднять вопрос, который она считает необходимым. Это может быть долгим процессом, но является единственной возможностью для достижения мира. Другой альтернативы этому я не вижу.

- После событий «Мави Мармара» отношения между Турцией и Израилем ухудшились. В последние годы мы стали очевидцами некоторого потепления в отношениях. Однако стороны продолжают озвучивать резкие заявления в адрес друг друга. Сможем ли мы в будущем увидеть сотрудничество между двумя странами на высоком уровне?

- Израиль очень заинтересован в сотрудничестве со всеми соседними странами, включая Турцию. В прошлом между Израилем и Турцией существовали тесные связи в экономической сфере. Это сотрудничество продолжается. Я не хочу комментировать конкретные заявления, озвученные обеими сторонами, но уверен, что израильская сторона заинтересована в улучшении отношений с Турцией, и это уже зависит от турецкой стороны. Обе страны связывали общие интересы и сотрудничество на высоком уровне. Считаю, что высказанные турецким правительством заявления и проводимая политика мешают двусторонним отношениям. До событий «Мави Мармара» отношения были хорошими. Урегулирование этого вопроса показало, что Турция и Израиль могут прийти к единому мнению по многим серьезным вопросам. Но после того, как этот вопрос был решен, обе страны увидели, что находятся на разных позициях. Как я отмечал, главный вопрос заключается в желании наладить хорошие связи со странами региона. Мы полностью осознаем значение Турции и хотим наладить хорошие отношения с этой страной.

- Как Вы оцениваете сегодняшний уровень отношений между Азербайджаном и Израилем?

- Отношения между Азербайджаном и Израилем находятся на высоком уровне. Связи стали стремительно развиваться, как только были установлены двусторонние отношения. Эти связи построены не только на интересах, но и на осознании угрозы напряженности на Ближнем Востоке.

- Отношения между Азербайджаном и Израилем развиваются на высоком уровне. Существует большой потенциал для двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Звучат мнения о подключении Израиля к энергетическим проектам, реализуемым по инициативе Азербайджана. Предпринимаются ли конкретные шаги в связи с этим?

- Это очень интересный вариант для Израиля. Насколько мне известно, уже несколько лет ведутся обсуждения в связи с этим. Мы понимаем значение энергетических проектов по диверсификации в Европе.
Мы считаем Европейский Союз выгодным рынком и будем рады экспортировать часть нашего газа в ЕС. Как это сделать? Мы можем сделать это посредством Греции или TANAP. Обсуждения в Израиле по поиску наиболее выгодного пути завершаются. Это непростое, стратегическое решение. Мы понимаем преимущества присоединения к TANAP. Конечно, одной из мотиваций этого является усиление сотрудничества с Азербайджаном.

- Недавно состоялась официальная встреча между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Как по-Вашему, смогут ли эти переговоры внести вклад в мирное урегулирование конфликта?

- Думаю, что обсуждения между президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном имеют важное значение. Обе стороны продемонстрировали приверженность мирному процессу. Позиция Израиля по этому вопросу очевидна. Основываясь на нашем опыте на Ближнем Востоке, мы надеемся, что единственным возможным решением конфликта являются мирные переговоры, нацеленные на результат.

И Азербайджан, и Армения согласны с тем, что Минская группа ОБСЕ является единственной международной организацией, занимающейся переговорами. Мы рады, что итогом усилий сопредседателей были встречи между президентом и премьер-министром, а также министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Мы надеемся, что эта встреча даст импульс плодотворным переговорам по мирному урегулированию конфликта. Израиль хочет видеть сильный и процветающий Азербайджан, у которого добрые отношения со своими соседями. Но урегулирование конфликта зависит от Азербайджана и Армении.

- Азербайджанский и еврейский народы всегда жили в мире и гармонии на территории Азербайджана. Может ли это быть примером для других народов и стран?

- Мультикультурализм и межрелигиозная гармония в Азербайджане - великолепный пример для всего мира. Это очень редкое явление, когда страна, расположенная на такой стратегической территории, подвергшаяся войнам и оккупации, и столкнувшаяся с проблемами, сохранила межрелигиозную гармонию. Евреи являются частью сети, созданной в Азербайджане различными культурами и религиями. Для нас Азербайджан является положительным примером. Созданная Азербайджаном эта модель полностью противоречит ненависти, напряженности, неуважению к другим на Ближнем Востоке, даже раздору суннитов и шиитов в Исламе, притеснению христиан, преследованию меньшинств.

Мы видим, что в Азербайджане такого не происходит. В Азербайджане всегда хорошо встречали меньшинств - молокан, евреев, бежавших из России во время Первой мировой войны. Их всегда уважали.
Их долгом было вносить вклад в общество, которое их так встречает. Эти связи действительно являются примером для всего мира.

- В этом году в Баку откроется первый ресторан кошерной еды. Какие еще мероприятия и программы реализуются для ознакомления азербайджанского народа с еврейской культурой?

- Меня приятно удивило то, что мои азербайджанские коллеги были настолько осведомлены о кошерной кухне и иудаизме. Евреи являются частью этого общества. Официальное открытие этого ресторана состоится после праздника Песах. В ресторане смогут питаться туристы из Израиля, ведь многие следуют принципам кошерного питания. Пользуясь случаем, хочу пожелать успехов владельцам ресторана.

- Господин посол, летом Вы завершаете дипломатическую миссию. Как Вы оцениваете свою деятельность за эти 4 года в Азербайджане? Какой вклад внесли в развитие двусторонних отношений между Азербайджаном и Израилем? Что больше всего полюбили в Азербайджане? Планируете ли вернуться еще раз в Азербайджан после завершения миссии?

- Был бы рад снова вернуться в Азербайджан. Я посетил почти все регионы Азербайджана и неоднократно бывал во многих, потому что очень полюбил эти места. Я хотел бы вернуться сюда снова. Уже есть прямые рейсы между Азербайджаном и Израилем – всего три с половиной часа. Что касается моих вкладов, то об этом лучше могут сказать другие, а не я. До завершения моей миссии осталось еще несколько месяцев, поэтому я начну думать о результатах спустя некоторое время. Но сейчас хочу подчеркнуть несколько основных моментов. Один из них - визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху в декабре 2016 года, другой - министра обороны Авигдора Либермана в Азербайджан. Другой вопрос - подписание меморандума о взаимопонимании по созданию совместной межправительственной комиссии. Первая встреча этой комиссии состоялась в Израиле в мае 2018 года. На этой встрече азербайджанскую делегацию возглавлял министр налогов Микаил Джаббаров. Эта комиссия - прекрасная возможность обсудить вопросы, представляющие общий интерес, выявить препятствия, найти пути их решения, расширить сотрудничество между двумя странами.

Tarana

Теги:

ВСЕ НОВОСТИ