Мое отношение к этому отрицательное. Скажу почему. Во-первых, это – произвол. Такое заявление обязательно должно быть согласовано с руководством. Я принял много очень важных решений, связанных с восстановлением освобожденных земель, создан штаб, который возглавляет руководитель Администрации Президента. Я сказал, что все предложения, все инициативы должны быть направлены туда, потому что мы не можем восстанавливать эти земли, территории так, как кому-то вздумается. Один хочет открыть филиал, другой- еще какую-то структуру. Это недопустимо и неприемлемо. Поэтому здесь необходима субординация. Выступать с такими заявлениями ради дешевой популярности или же создания для себя какого-то нового офиса совершенно неприемлемо, этому надо положить конец.
Как передает АПА, об этом президент заявил 1 февраля в интервью Азербайджанскому телевидению, комментируя новость в прессе о том, что председатель Центрального банка сообщил об открытии в будущем в Шуше представительства данной структуры.
Президент сказал:
"Во-вторых, всю работу мы проводим последовательно. Я неоднократно говорил азербайджанскому народу об этой последовательности, чтобы и люди знали, какую работу мы будем проводить. В первую очередь, когда на эти земли смогут вернуться бывшие переселенцы. Первое – разминирование. Это – большой процесс. Армяне не дают нам карты заминированных участков. Поэтому сейчас очень часто происходят и взрывы. В настоящее время мы переформируем Агентство по разминированию, его деятельность будет более эффективной. Но это займет определенное время. Работы, связанные с разминированием, конечно, должны завершиться. После этого – оценка ущерба. Если мы не проведем оценку ущерба, то завтра не сможем добиться успеха во взыскании контрибуции. Поэтому местным структурам следует в первую очередь провести паспортизацию всех разрушенных домов. Необходимо провести видео-, фотосъемки, съемки с дронов, протоколирование. Каждое здание, каждый дом, находящийся в селе, здание, расположенное в каждом городе, должны иметь свой паспорт. Мы предоставим эти сведения привлеченным международным компаниям, которые сами проведут исследования, сами осуществят мониторинговые миссии и окажут нам содействие в иске, который будет подан против Армении для взыскания контрибуции. То есть, последовательность такая.
После проведения этой работы должны быть реализованы инфраструктурные проекты. Ведь люди не смогут там жить без инфраструктуры. Если нет воды, света, дорог, то как они будут жить? После этого необходимо построить дома. Я дал указание, наши структуры уже работают, готовятся генеральные планы всех городов, причем не просто так – концепция “умный город”, “умное село”. Это требует времени. В то же время все должно делаться по плану. А то кто-то скажет, я построю это, другой скажет – это. Кто ты такой? Занимайся своим делом. Повторяю, тех, кто гонится за дешевой популярностью, ждет плохой конец, это во-первых. Во-вторых, в стране есть порядок. Никто не может делать то, что ему вздумается. Если кто-то забыл об этом, мы напомним. Конечно, это еще не все. Должны быть построены и социальные объекты. Параллельно со строительством домов – социальные объекты: больницы, школы, культурные учреждения, спортивные сооружения. А то если мы сейчас, как говорится, построим где-то школу или больницу, кто туда пойдет. Там нет людей.
Что касается Шуши, то этот город объявлен мною культурной столицей нашей страны. Это знает каждый, и это решение получило высокую оценку. Шуша станет одной из культурных столиц не только Азербайджана, региона, а, может, и всего мира. В Шуше должна быть очень богатая культурная жизнь. Наши соотечественники, которые будут жить в Шуше, должны вернуться туда после того, как будет проделана вся эта работа. Шуша, можно сказать, разрушена, все здания разрушены. Осталось лишь бывшее здание райкома, где ненавистная хунта свила для себя гнездо, и еще вилла главаря хунты, да одна-две виллы преступных, коррумпированных армянских чиновников. Других зданий там нет. Есть еще «хрущевки», которые давно уже непригодны для проживания, там жили 2 тысячи армян. Центральный банк оказывал услуги людям, чтобы открыть там филиал? Для кого он откроет филиал? Для себя, чтобы пойти и сесть там или чтобы по время поездок туда иметь там резиденцию, условия, чтобы туда расходовались деньги. Какая от этого польза людям? Никакой. И не только это. Ко мне обращались и другие структуры. Им во всяком случае хватило ума обратиться ко мне, а я ответил, мол, сидите на месте. Я и их могу назвать, перечислить, пусть граждане Азербайджана знают. Азеравтойол. Его руководитель обратился ко мне, мол, разрешите открыть в Шуше региональный центр структуры Азеравтойол. Для чего? Нужно проложить дорогу – прокладывай. Никто не прокладывает дорогу за свой счет, государство выделяет бюджет. Что региональному центру Азеравтойол делать в Шуше? Хочет создать для себя условия, захватить эту землю, построить для себя имение, огородить его, поставить сторожа и да, останавливаться там во время поездок и любоваться природой. АЗАЛ. Его руководитель тоже обратился ко мне о том, что хотят создать в Шуше какую-то структуру АЗАЛ. Это в принципе абсурд. Я ему тоже сказал нужные слова - сиди на месте. Потом Государственный таможенный комитет обратился в связи с созданием в Шуше Карабахского регионального центра. Разве в Шуше есть граница, чтобы был региональный центр таможни?
Знаете, этим людям приходят в голову такие вредные мысли, и они их высказывают. Список можно продолжить. Министерство по чрезвычайным ситуациям. Министр обратился ко мне, мол, разрешите создать там, в Шуше, Карабахский региональный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям. И вновь с той же целью, вновь земля, пока там никого нет, опять ограда, не знаю, колючая проволока, резиденция. Государственная пограничная служба. Если сейчас скажу об этом предложении, наверное, азербайджанский народ будет смеяться, как и я. Начальник службы звонит мне и говорит: разрешите создать Шушинскую заставу пограничной службы. Я спросил: послушай, разве в Шуше есть граница? Ответьте мне, есть в Шуше граница или нет? Говорит, нет. Спрашиваю: какую же заставу в этом случае ты создаешь? Сегодня у нас появилась такая протяженная граница с севера на юг, от Кяльбаджара до Джебраила, граница с Арменией. В Джебраильском районе граница с Ираном, создавай там. Что тебе делать в Шуше?! И вновь приеду, осяду, размещусь, построю резиденцию, и все за государственный счет. Главное, чтобы у меня была здесь резиденция. Порой я не говорю об этом гражданам, чтобы не вызывать у них, извините за выражение, чувства брезгливости. Но и моя чаша терпения уже переполнена, говорю, чтобы и граждане знали, и чиновники. Чтобы чиновники знали свое место и занимались своими делами.
К тому же, я объявил Шушу культурной столицей, а не столицей чиновников! Поэтому пусть каждый сидит на месте, занимается своим делом и не раздражает меня. Территория Шуши составляет 300 гектаров. Я не позволил там никакого строительства, потому что прежде всего нам необходимо проанализировать. После этого должны восстановить исторические здания. Как восстановить, я не могу сказать, это должны сказать специалисты, которых мы сейчас привлекли. К примеру, как восстановить дворец Хуршидбану Натаван? Там только одна стена, остальные разрушены. В какой форме его нужно восстанавливать? Надо ли отстроить его остальную часть в прежнем стиле или же построить в такой форме, чтобы люди видели, где и что было разрушено, снесено. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что я не специалист. Сегодня этим уже занимаются различные местные и иностранные компании. Считаю, что мы должны восстановить в Шуше только и только исторические здания. После этого «хрущевки» – не хочу опережать, - считаю, что многие из них следует убрать оттуда. На их месте, наверное, надо построить современные 4-5-этажные жилые здания. Но я лишь делюсь своим мнением по этому поводу. Последнее слово за специалистами, архитекторами, историками, шушинцами, каким они хотят видеть город, так как это их город. И в то время, когда нас ждет вся эта работа, один встает и говорит, я открываю филиал, другой говорит, открываю заставу, третий – открываю центр Министерства по чрезвычайным ситуациям. Ей-богу, не знаешь, что и сказать. Я нашел, что сказать, сказал им такие слова, которые они никогда не забудут. Хочу сказать и гражданам Азербайджана, что в предстоящей работе, связанной с восстановлением, обязательно нужен общественный контроль. Иначе опять будут построены уродливые здания, захвачены земли, каждый построит для себя какой-то объект.
Хочу коснуться еще одного вопроса. Я создал структуру временного управления. Почему? Потому что вижу, знаю: некоторые уже зарятся на эти места. Сейчас туда словно ожидается атака для захвата. Это – моя земля, та – твоя, это – тебе, а это – мне. Но я накажу их всех, причем как следует. Пусть каждый сидит на своем месте и занимается своим делом. Все земли будут восстановлены по плану. Там будут созданы условия для людей, такие условия, которые станут примером для всего мира. Никаких незаконных действий быть не может. Никакая земля не будет захвачена. Все должно быть по плану и основательно. Уверен, что мы добьемся этого. Все мы хотим, чтобы разрушенные города в скором времени были восстановлены, но в то же время восстановлены так, чтобы обеспечить удобство вернувшихся туда людей, чтобы показать всему миру мощь современного, сильного Азербайджана".