• ПОЛИТИКА

    20:00 17 ноября 2021

Тофик Зульфугаров: Армения в определенном смысле испытывает Россию – ИНТЕРВЬЮ

Интервью АПА бывшего министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова

- Какую цель преследовала Армения, совершив крупномасштабную провокацию на государственной границе?

- До этих событий в Армении шли широкие и напряженные дискуссии о том, может или не может Армения признать территориальную целостность Азербайджана. Некоторые говорили, что нужно провести встречи высокого уровня, принять те или иные документы. По итогам этих дискуссий чувствовалось, что политическое руководство Армении решило не признавать территориальную целостность и суверенитет Азербайджана. Это означает, что они хотят продолжить свою политику, основанную на территориальных претензиях к Азербайджану. Они совершили эту провокацию для того, чтобы направить мессиджи в те или иные адреса по поводу создавшейся напряженности и привлечь к этому какие-то страны, международные организации. Главная цель Армении – сформировать не границу, а линию соприкосновения. Линия соприкосновения – совершенно иное понятие. Понятно, что в этом случае отношения продолжатся не в мирном формате, а в формате противостояния. Поэтому для того, чтобы подстраховать себя, они намерены вовлечь сюда какие-то международные организации. То есть, они хотят, чтобы приехали наблюдатели, структуры из России, или что более выгодно для них, из стран Запада и продолжать за их спиной политику провокаций.

Главный вопрос в Армении заключается в том, от кого им следует ждать поддержку – от России, или от Запада? В Армении есть пророссийские и прозападные силы. В то же время, на фоне этой провокации они хотят проверить обещания России об оказании помощи. То есть, Россия придет на помощь, а если даже нет, то у нас будут основания проводить прозападную политику.

Самое главное, они понимают, что темы уже разделены. Тема Карабаха – это отдельная тема, Армения не имеет никаких оснований вмешиваться в эту тему. Они хотят посредством этой темы границы, а точнее линии соприкосновения, которую хотели бы иметь вместо границы, доказать позиции Армянского государства, чтобы создалась не граница, а линия соприкосновения. Но военные, политические и экономические возможности Армении, а также ее потенциальные возможности в политическом плане для проведения этой политики весьма ограничены.

- Секретарь Совета безопасности Армении сообщил, что в связи с последним инцидентом они обратились в Организацию Договора о коллективной безопасности. Но потом выяснилось, что такого обращения не было, будут обращаться в письменном виде и т.д. Что Армения хотела этим продемонстрировать?

- Будто вновь повторяется та же ситуация, что и в прошлом году, до войны. В прошлом году во время товузских событий были обращения в Организацию Договора о коллективной безопасности, к России. Как я отметил ранее, они каким-то образом проверяют Россию. То есть Россия говорит, что является союзником, но не приходит на помощь. И теперь они хотят повторить ту же ситуацию. Считают, что в этом случае получат помощь от России, вдоль линии соприкосновения войск будут размещены наблюдатели. Я не верю, что войска Организации Договора о коллективной безопасности придут и разместятся там, чтобы защитить Армению. Все, что возможно, это посредническая миссия и какие-то наблюдатели вдоль линии соприкосновения. Одним словом, они надеются продолжить свою политику в направлении формирования линии соприкосновения войск, получить международную гарантию на это. Во втором случае Россия им не поможет, и в такой ситуации они усилят свою прозападную политику. Сейчас в Армении звучат мнения, мол если Россия не поможет, обратимся к НАТО, Франции. Ситуация примерно такова. Эти провокации являются прямым показателем кризиса внутри Армении.

- Почему Армения избегает делимитации и демаркации границ?

- Делимитация и демаркация - технический процесс. В соответствии с международной практикой делимитация и демаркация могут возникнуть после заключения мирного соглашения. Основной пункт любого мирного соглашения связан с признанием сторонами территориальной целостности друг друга. Если Армения заключит мирный договор с Азербайджаном, то армянская политическая элита откажется от идеи отделения Карабаха от Азербайджана и присоединения его к Армении, что было главной идеей их государственности на протяжении 30 лет. Проблема в этом. Мы также видели, что премьер-министр Армении Никол Пашинян в течение нескольких месяцев делал различные заявления, хотел показать, что мирное соглашение возможно. Основой мирного договора также является взаимное признание территориальной целостности друг друга. Однако под давлением военных и оппозиции Никол Пашинян отошел от идеи мирного соглашения и сосредоточился на формировании линии соприкосновения. Таким образом, он выбрал тактику ухода от темы.

- Как воспринимаются происходящие события в армянском обществе?

- В армянском обществе давно наблюдаются паника, страх. Это относится как к армянам, оставшимся в Карабахе, так и к проживающим в Армении. Отток людей из этой страны говорит о том, что они не верят в будущее. И теперь, после ударов в результате этой провокации их страх, конечно же, усилится. Они как всегда будут продолжать искать хозяина – «подчинимся России или Западу?», «кто более надежный друг - Россия или Запад?» То есть по-прежнему актуален их вечный вопрос «кому прислуживать?». Они находятся в поиске.

ONA

Теги:

ВСЕ НОВОСТИ