11 января взоры всего мира, особенно Евразии, были обращены к Москве. В результате военной агрессии Армении против Азербайджана, считающейся одним из самых сложных конфликтов в регионе, Южный Кавказ долгое время был похож на пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. Армянское государство, всемирная армянская диаспора и армянская церковь в соответствии со своими последовательными стратегическими целями с помощью своих покровителей около 200 лет занимались оккупацией азербайджанских земель. Дело дошло даже до того, что армяне, считая недостаточной оккупацию Иревана, Гейче, Зангезура и Карабаха, не желали довольствоваться этим, и начиная с 2018 года, стали заявлять о “новой войне - новых территориях”. Естественно, все это происходило в результате того, что международное сообщество не наказывало Армению, а покровительствовало ей.
Однако военные действия, начавшиеся 27 сентября этого года, навсегда ударили по притязаниям армян и их покровителей и положили начало новой реальности в регионе. Мы являемся свидетелями решения карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, формирования в регионе новой геополитической и геоэкономической конфигурации под руководством Азербайджана.
Трехстороннее заявление лидеров Азербайджана, России и Армении 10 (9) ноября положило начало новому этапу на Южном Кавказе. Наконец, Армения, преклонив колени перед Азербайджаном на военно-политической арене, была вынуждена принять условия официального Баку.
Встреча глав трех стран в Москве 11 января, через 2 месяца после подписания этого заявления 10 ноября, имела важное значение для укрепления трехстороннего заявления. Прошедшая вчера в Москве трехсторонняя встреча между президентом России Владимиром Путиным, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном и подписанное заявление имели особую актуальность.
Учитывая различные провокации армянской стороны в поствоенный период, на московской встрече Никол Пашинян должен был ответить на многие вопросы. Волнение, охватившее лицо премьер-министра Армении в начале встречи, и колебания в его голосе во время выступления стали ярким проявлением того, в какую ситуацию попало это государство. Напротив, президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл в российскую столицу в качестве верховного главнокомандующего и, продемонстрировав уверенность как на трехсторонней встрече, так и на пресс-конференции, заявил, что конфликт остался позади.
То, что на московской встрече не было принято каких-либо условий Армении, безусловно, можно считать дипломатическим успехом Азербайджана в поствоенный период. Баку, в отличие от Еревана, удалось достичь важных целей, поставленных на встрече с Москвой. На трехсторонней встрече за закрытыми дверями Азербайджан потребовал точного выполнения заявления 10 ноября, и было достигнуто соглашение. Что касается обнародованных пунктов, то можно отметить, что в заявлении от 11 января определены конкретные шаги для решения вопросов, непосредственно отраженных в заявлении от 10 ноября. Например, создание рабочей группы по открытию коридора, который соединит Нахчыванскую АР с основной частью Азербайджана. Выступая в этой связи, президент Ильхам Алиев отметил, что “То заявление, которое сегодня подписано, говорит о наших намерениях. Потому что одним из пунктов заявления по итогам прекращения военных действий было разблокирование транспортных коммуникаций. Это та сфера, которая может придать очень большой динамизм развитию региона, а также укрепить безопасность. Потому что открытие транспортных коммуникаций отвечает интересам народов Азербайджана, Армении, России, наших соседей. Уверен, что соседние страны также активно включатся в создание транспортных коридоров и разветвленной сети транспортных артерий в нашем регионе. Мы должны и дальше стремиться к тому, чтобы находить те сферы деятельности, которые бы дали быстрый эффект и нацелены на результат”.
В то же время, согласно договоренности, достигнутой на московской встрече, в регионе появится совершенно новый геоэкономический ландшафт, будут реализованы новые транспортные коммуникации. Ярким примером этого является восстановление транспортных линий Турция-Нахчыван-Основная часть Азербайджана, Армения-Иран и Армения-Россия-Азербайджан.
Московское соглашение в транспортно-коммуникационной сфере, безусловно, является большим ударом для сепаратистских и провокационных армянских группировок. Восстановление коммуникационных связей Армении с Ираном и Россией через Азербайджан - яркий пример капитуляции со стороны Никола Пашиняна. Правда, для внутренней аудитории он двусмысленно высказался на пресс-конференции относительно результатов встречи, но факт остается фактом: лидеры России и Азербайджана уже начертили новую геополитическую карту региона.
Озвученные в совместном заявлении по итогам трехсторонней встречи мнения можно считать очень важным месседжем для некоторых реваншистских сил в Армении и на Западе в поствоенный период: “...как Владимир Владимирович один раз сказал, нагорно-карабахский конфликт остался в прошлом, и мы должны думать о будущем, о том, как жить вместе по соседству, как стремиться к тому, чтобы решать вопросы разблокирования транспортных артерий и в будущем укреплять региональную стабильность и безопасность.”.
Да, достигнутое соглашение и совместное заявление - наглядный пример того, что карабахский конфликт уже в прошлом. Таким образом, в результате обеспечения территориальной целостности Азербайджана Южный Кавказ вступает в новые добрососедские отношения. Рабочая группа до 1 марта 2021 года представит для утверждения на высшем уровне сторонами перечень и график реализации мероприятий, предполагающих восстановление и сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для организации, выполнения и обеспечения безопасности международных перевозок, осуществляемых через Азербайджанскую республику в Республику Армения, равно как и перевозок, осуществляемых Азербайджанской республикой и Республикой Армения, при выполнении которых требуется пересечение территорий Азербайджана и Армении.
Старший преподаватель Академии государственного управления при президенте, руководитель бакинского клуба политологов Заур Мамедов